8(926) 262 62 96

8(926) 575 88 93

Статьи - Доклад на конференции в РГУФКСМиТ 16.05.2013г. "Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников силовых ведомств на основе внедрения опыта израильской системы тактического ближнего боя крав-мага"

 

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ ОПЫТА ИЗРАИЛЬСКОЙ СИСТЕМЫ ТАКТИЧЕСКОГО БЛИЖНЕГО БОЯ КРАВ-МАГА

Яшков В.В.

МВД РФ

 

Актуальность и разработанность проблемы:

Изучение и анализ условий выполнения оперативных и служебно-боевых задач военнослужащими и сотрудниками силовых ведомств иностранных государств и Российской федерации указывает на то, что на современном этапе социально-экономического развития мирового сообщества им присущи общие закономерности, которые связаны с обострением межнациональных и религиозных противоречий, а также наличием существенных различий в уровне материального благосостояния населения, Это приводит к обострению как общей криминагенной обстановки, так и уровня террористической угрозы в ряде стран и регионов. (Р.П. Катаева, 2002; А.И. Ролик, 2005; В.В. Черкесов, 2005; А.Г. Михайлов, 2007; В. Зубрин, 2007; В.П. Иванов, 2009, 2011 и др.).

Военнослужащим и сотрудникам все чаще приходится вести боевые действия в городской черте при массовом скоплении гражданских лиц, выполнять специальные операции по освобождению заложников, действовать в местах проведения массовых мероприятий, а также принимать меры по обеспечению своей личной безопасности в повседневной деятельности. В подобных ситуациях не редко затруднена или полностью отсутствует возможность применения табельного огнестрельного оружия, что еще раз подчеркивает актуальность уверенного владения приемами самозащиты без оружия и рукопашного боя, как необходимое условие для успешного выполнения служебных задач. (Лавров В.Н.,1987, 1993, 2006; Подлипняк Ю.Ф., 1986; Непомнящий С.В., 1989; Панюков А.В., 1998; Клименко С.В., 1994; Килин В.В., 1997; Калашников А.Ф., 1999; Кадурин В.В., 1999; Блеер А.Н., 2004, 2006; Николаев А.А., 2005; Ашкинази С.М., 2006, 2007; Шиян В.В., 2006, 2007; Евсиков А.И., Кононов В.А., 2008; Солонский В.Ю., 2008; Гавриленко Р. А., 2009 и  др .)

Однако, результаты проведенных исследований говорят о том, что, не смотря на высокую значимость указанной проблемы, сложилась противоречивая ситуация.

С одной стороны, имеет место высокая востребованность рукопашного боя, как одного из важнейших элементов профессионально-прикладной подготовки военнослужащих и сотрудников силовых ведомств, а также необходимость его дальнейшего совершенствования. С другой стороны, не смотря на активную практическую и научно-педагогическую деятельность, – недостаточная научная обоснованность техники и тактики служебно-прикладных единоборств, методики обучения, а также принципов построения учебно-тренировочного процесса. Тщательное изучение наставлений, руководящих документов и программ по рукопашному бою (П.П. Михеев, 1993, В.Н. Носуля, 1998, В.М. Миленин, О.Ю. Уфимцев, Ю.Л. Драло, 2002, Е.И. Троян, 2006) указывает на то, что они не в полной мере отражают современный взгляд на процесс обучения рукопашному бою. Учебно-методический материал принципиально не совершенствовался на протяжении нескольких десятилетий. Развитие служебно-прикладных единоборств происходит, в основном, по спортивному направлению. Создаются новые спортивные федерации, новые виды боя, новые правила соревнований. Российские спортсмены показывают высокие результаты на международных соревнованиях по рукопашному бою, ММА, кудо и кикбоксингу, что говорит о серьезном уровне развития единоборств у нас в стране, в целом. Однако такой подход не в полной мере учитывает, в первую очередь, специфику профессиональной направленности служебной подготовки сотрудников силовых структур. Деятельность в области развития авторских систем рукопашного боя, которой занимались ряд специалистов, например, такие, как Кадочников А.А. и Медведев А.Н,, не имела четкого научно-методического обоснования и носила, в целом, интуитивный характер с применением алогичных методов тренировки. Это послужило одной из причин, по которым эти системы получили неоднозначную оценку и не нашли отражения в содержании нормативно-правовых документов, а также не получили признания и широкого практического применения в силовых структурах и ведомствах Российской Федерации. На основе личного служебного опыта также можно сделать вывод о том, что в ряде силовых подразделений не уделяется должного внимания подготовке сотрудников по самообороне и рукопашному бою. При проведении служебных, оперативных и служебно-боевых мероприятий недостатки в профессиональной подготовке, недостаточный уровень владения приемами самозащиты и рукопашного боя при непосредственном контакте с правонарушителями не редко становился причиной ранения или гибели сотрудника.

 

Отличительные черты и особенности системы крав-мага.

Иная ситуация с развитием профессионально-прикладной физической подготовки сложилась в ряде развитых иностранных государств, например, в Израиле. Израильская система самообороны и ближнего боя «крав-мага» (в перев. – «контактный бой»), созданная в середине 40х гг. ХХв. Ими Лихтенфельдом (2001), сразу получила высокую оценку и поддержку у руководителей государственных силовых структур. Первоначально система создавалась для нужд армии, полиции, спецслужб и органов безопасности, что определило ее исключительно прикладную направленность. Однако, в дальнейшем она была с успехом адаптирована для использования различными категориями гражданского населения. Дальнейшей разработкой и совершенствованием крав-мага занимались ведущие специалисты израильского института физической культуры и спорта им.Вингейта, одним из которых был Амнон Маор (2004). При разработке техники и тактики крав-мага учитывались новейшие технологии в области развития спортивных единоборств, с одной стороны, и тщательное изучение оперативной информации по использованию приемов рукопашного боя при проведении оперативно-боевых мероприятий, с другой. Анализ информации, полученной при изучении учебно-методической литературы, а также в ходе учебно-тренировочных семинаров и курсов позволяет определить характерные черты системы крав-мага:

-высокая профессионально-прикладная направленность крав-мага;

-исключительная простота и эффективность в применении;

-использование в крав-мага научно обоснованных инновационных методик в обучении и построении учебно-тренировочного процесса;

-учет специализации в зависимости от категорий обучаемых;

-тесная взаимосвязь крав-мага с тактико-специальной и огневой подготовкой;

-использование в учебно-тренировочном процессе крав-мага объектов различного назначения, а также разнообразных условий внешней и оперативной обстановки в ходе проведения занятий;

-тесный охват различных ситуаций и сценариев, возможных в ходе выполнения служебных задач различными категориями обучаемых.

При изучении основных сторон спортивной подготовки крав-мага было установлено:

  1. 1.Техника действий крав-мага основана на продолжении основных рефлексов человеческого тела, защиты и атаки выполняются по кратчайшим траекториям, удары наносятся «по площадям», приоритет отдается крупной моторике. Модель технических приемов сформирована на платформе однотипных ключевых базовых движений.
  2. 2.Физическая подготовка в крав-мага основана на системе разностороннего функционального тренинга – кросфит, характерными чертами которого являются функциональность, вариативность и интенсивность. Уделяется внимание развитию 10 физических качеств и способностей: работоспособности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, выносливости, силе, гибкости, мощности, скорости, координации, быстроте адаптации к смене нагрузок, балансу и точности.
  3. 3.Тактика действий в крав-мага является приоритетной при выполнении любого технического приема. Тактическая составляющая положена в основу обучения в зависимости от специализации сотрудников.
  4. 4.Морально-психологическая подготовка в крав-мага направлена на выработку способности к действиям в условиях сильного стресса. Для этой цели разработаны комплексы специальных упражнений, имитирующих реальные кризисные ситуации.
  5. 5.Методика обучения крав-мага основана на ситуационном тренинге, т.е. на приоритете изучения техники и тактики действий в типичных кризисных ситуациях, характерных для определенных категорий обучаемых, в зависимости от их профессиональной специализации. Большое внимание уделяется имитационному тренингу, носящему название «dry drill» - холостая тренировка.
  6. 6.Учебно-тренировочный процесс в крав-мага построен с учетом принципов цикличности и периодизации. Большое внимание уделяется организации и проведению специализированных курсов со значительным объемом и интенсивностью изучаемого материала.

Система крав-мага получила высокую оценку и нашла применение в профессиональной подготовке сотрудников армии и полиции ряда иностранных государств – США, Канады, Франции, Италии, Швеции, Польши и Сербии.

Однако, тщательное изучение проблемы позволило выявить и некоторые отрицательные стороны системы крав-мага:

  1. 1.Неоднородность существования системы крав-мага. Насчитывают порядка 13 независимых направлений крав-мага в Израиле и около 25 в других странах. Каждое из направлений характеризуется своими, отличными от других взглядами на технику действий и методику преподавания.
  2. 2.Существует условное деление на «государственное» направление крав-мага по линии института им.Вингейта и «коммерческое» направление, развиваемое частными инструкторами.
  3. 3.Недостаточное научно-методическое обоснование системы спортивной тренировки в частных коммерческих федерациях крав-мага.

 

Современное состояние и проблемы развития системы крав-мага в спортивных клубах и силовых ведомствах Российской Федерации.

Израильская система тактического ближнего боя крав-мага на территории Российской Федерации получила активное распространение и развитие в начале 2000х годов. За это время были созданы многочисленные клубы и тренировочные центры по крав-мага в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Астрахани, Самаре, Тольятти, а также на Украине, в Белорусии - г.Минске, Казахстане и в странах Балтии. Спортсмены и инструкторы по крав-мага регулярно принимают участие в международных курсах и семинарах в России, Израиле и в ряде других зарубежных стран.

Определенное распространение система крав-мага получила и в силовых структурах Российской Федерации. За прошедшие годы во многих региональных силовых подразделениях прошли ознакомительные семинары, на которых сотрудниками, инструкторами и руководящим составом подразделений была дана высокая оценка технических особенностей и методики преподавания системы крав-мага. В ряде силовых подразделений налажен постоянный тренировочный процесс. Вместе с тем существующая нормативно-правовая база силовых ведомств все еще не позволяет активно внедрять инновационные технологии крав-мага в процесс боевой и служебно-профессиональной подготовки.

Заключение

Вышеизложенные факты позволяют сделать вывод о необходимости дальнейшего изучения израильской системы ближнего боя крав-мага, проведения научно-исследовательской работы и выработке практических рекомендаций по совершенствованию профессионально-прикладной физической подготовке сотрудников силовых ведомств с целью дальнейшего повышения качества выполнения ими своих служебно-боевых задач по обеспечению обороноспособности, безопасности и правопорядка на территории Российской Федерации.

 

Литература

1. Булочко К. Т. Физическая подготовка разведчика. М.: Воениздат, 1945.

2. Булочко К.Т. Обучение рукопашному бою. Фрунзе. 1942.

3. Кадочников А.А. и др. Психолого‑педагогические основы подготовки специалистов РБ. Учебное пособие.К., 2000.

4. Кадочников А.А. и др. Философские, исторические и биомеханические аспекты рукопашного боя. Учебное пособие. К., 2000.

5. Кадочников А.А. и др. РБ учебно‑методическое пособие. М.‑.МО СССР, 1988.

6. Кадочников А.А. и др. Рукопашный бой. М.:МО СССР, 1991.

7. Наставление по подготовке к рукопашному бою РККА (НПРБ‑38). М.: Воен. изд‑во, 1938.

8. Наставление по физической подготовке в СА и ВМФ (НФП‑87). М.: Военное издательство, 1987.

9. Наставление по физической подготовке ВС СССР (НФП‑66). М.: Военное издательство, 1966.

10. Ознобишин И.Н. Искусство рукопашного боя. М.: НКВД, 1930.

11. Ригг Р.Б. Боевая подготовка войск. М.: Иностран. литература, 1956.

12. Рукопашный бой: Учебник/Под ред. проф. Ю. Т. Чихачева. Л.: ВДКиФК. 1979.

13. Рукопашный бой: Учебник/Гл. редактор Ю. И. Блажко. Л.: ВиФК, 1990.

14.Специальная физическая подготовка: Учеб. пособие. М.: ЦС «Динамо», 1989.

15. Сдэ-Ор (Лихтенфельд) И., Янилов Э. Крав-мага: как защитить себя от вооруженного нападения, Декель, Тель-Авив, 2001г.

16. Maor A., (2004). The A B C Self Defense.